Теперь, когда специальный доклад Роберта Мюллера, по-видимому, очистил президента Трампа от подозрений в заговоре с Россией, сторонники президента и его сын предлагают посмотреть на проблему с другой стороны, заявляя, что на самом деле в сговор вступили не Трамп и Россия, а Хиллари Клинтон и Украина. Это странное утверждение взято не просто с неба. Оно прозвучало из Киева, где президент Украины Петр Порошенко борется за свое выживание в политическом смысле в ходе напряженной предвыборной гонки. Выступление некоторых персон на Fox News, лента американского президента в Twitter и наша широкая общенациональная дискуссия дает нам ясное представление о том, как иностранные державы могут использовать несдержанность американского президента, телеканал и социальные сети.
Порошенко, бизнесмен, который заработал миллионы в шоколадном бизнесе до того, как стал президентом Украины, сегодня значительно отстает в рейтингах, а до первого тура президентских выборов осталось совсем мало времени. Порошено не герой и не злодей. Он возглавил страну после того как революция 2014 года свергла прокремлевского лидера; за этим последовала аннексия Крыма и начался поддерживаемый Россией мятеж на востоке Украины, унесший 13 000 жизней. Порошенко является типичным постсоветским олигархом, который никоим образом не реформировал ни политическую, ни судебную, ни экономическую систему своей страны.
Вероятно, состоявшееся 5 марта выступление посла США в Украине Мари Йованович, в котором она раскритиковала коррупцию и выразила абсолютную озабоченность США в преддверии выборов 31 марта, потрясло людей Порошенко. То, что сделал Порошенко после, демонстрирует насколько легко сегодня для иностранной державы, понимая психологию Трампа, и принципы работы СМИ, играть на американском медиа-поле.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в интервью, опубликованном 20 марта, рассказал Джону Соломону, что он возбудит уголовное дело по факту предполагаемой попытки высокопоставленного сотрудника правоохранительных органов Украины вмешаться в президентские выборы 2016 года в США. Луценко утверждает, что глава Национального антикоррупционного бюро Украины преднамеренно слил доказательства того, что председатель кампании Трампа Пол Манафорт получил деньги от партии бывшего президента Украины Виктора Януковича, чтобы принести пользу кампании Клинтон. Манафорт ранее был советником Януковича, а передача информации о платежах Манафорту способствовала его уходу из штаба Трампа и подтвердила обвинения в сговоре с Россией.
The Hill вел трансляцию интервью, а затем опубликовал сенсационную историю. Шон Ханнити сделал Соломона звездой своего прайм-шоу в тот вечер. Трамп наблюдает за Ханнити и, по сообщениям, разговаривает с ним несколько раз в день и пишет в Twitter заголовок истории Соломона. Получив более 25 000 ретвитов, рассказ об украинском сговоре стал вирусным.
Удручающий вывод, который можно сделать из этого печальной ситуации заключается в том, что иностранные державы могут легко “влезть в голову” американского президента, следуя простой формуле: найдите какой-нибудь способ связать больную для себя тему с одержимостью президента выборами 2016 года; найдите кого-нибудь, кто сможет попасть на шоу Шона Ханнити; положитесь на то, что Трамп посмотрит это шоу и отреагирует через Twitter; сядьте, сложите руки и наслаждайтесь.
Здесь необходимо сделать три дополнительных замечания. Во-первых, Соломон представляет Луценко как борца с коррупцией, который привержен истине и совершенно не мотивируется политикой. Нет ничего более далекого от правды. Генеральный прокурор Украины крайне некомпетентен (у него нет юридического образования), он затормозил все серьезные антикоррупционные дела с момента его назначения и защищал своих друзей, включая Порошенко.
Во-вторых, утверждение о “сговоре с Украиной” – пшик. Луценко утверждает, что у него есть запись о том, что Национальное антикоррупционное бюро Украины – офис, работу которого он неоднократно пытался подорвать, – распространил тайные записи Манафорта, чтобы помочь кампании Клинтон. Артем Сытник, глава Национального антикоррупционного бюро, отрицает это обвинение. Сытник – один из непризнанных украинских героев последних пяти лет; его агентство боролось за то, чтобы посадить членов коррумпированной элиты Украины за решетку. Если у Луценко есть запись, давайте послушаем.
В-третьих, Луценко обвиняет нынешнего посла США в Украине в предоставлении ему списка «неподсудных» и сообщает, что посольство США вмешивалось в его работу. Посольство США категорически отрицает абсурдное заявление Луценко. Необоснованное утверждение Луценко является явной местью за позицию посла, выступившего с осуждением в адрес действующего правительства за то, что оно так мало делает для борьбы с коррупцией.
Механизм информационной операции, которую провернули люди Порошенко, очевиден. Луценко использовал Соломона, чтобы добраться до Ханнити, а затем до Трампа, чьи сообщения в ленте Twitter заставляла тысячи людей говорить о несуществующем сговоре. Последующая болтовня угрожает сорвать рациональные дискуссии, опорочить дипломатов, которые делают свою работу, и отвлечь нас от гораздо более важных дел.
Самый важный вопрос заключается в следующем: если группа малоизвестных иностранцев, о которых мало кто из американцев когда-либо слышал, может так легко играть Трампом, что мешает другим делать то же самое?
Мелинда Харинг
Оригинал на Washington Post